ФЭНДОМ

Hastur by douzen-d5i2s4g

Хасту́р (англ. Hastur, реже Hasthur, Xastur, Xasthur) — персонаж мифов Ктулху, одно из т. н. Древних Божеств. Строго говоря, может быть отнесён к пантеону, составленному Лавкрафтом, лишь с натяжкой, поскольку был изобретён ранее другими авторами. Один из самых спорных и мало разработанных образов мифов Ктулху.

В творчестве Лавкрафта Править

Говард Лавкрафт, прочитав «Жёлтый знак» Чемберса в 1927 году, высоко оценил рассказ и решил совместить использованную британским писателем символику со своими мифами Ктулху. В результате он создал «классический» образ Хастура как одного из Древних Богов, являющегося в обличье чёрного вихря и способного похищать душу и рассудок того, кто увидит его. Вероятно, единственное произведение Лавкрафта, в котором Хастур действует непосредственно — это рассказ «Обитающий во мраке», где, кроме того, упоминается о культе его последователей и неком их священном предмете — «сверкающем трапециоэдре», способном вызывать Хастура. Также имя этого божества встречается в рассказе «Шепчущий во тьме», где вновь говорится о существовании культа его почитателей и вскользь упоминается Жёлтый Знак из одноимённого рассказа Чемберса. Лавкрафт не описывал роль Хастура в изобретённом им пантеоне сколько-нибудь подробно.

В творчества Августа Дерлета Править

Август Дерлет, последователь Лавкрафта, после его смерти попытался доработать концепцию мифов Ктулху, несколько упростив её. В его интерпретации Хастур сделался братом и соперником Ктулху, находящимся с ним в состоянии вечной космической войны. Дерлет скомпилировал образы, использованные Лавкрафтом и Чемберсом; таким образом, чёрный вихрь стал основным воплощением Хастура, а Король в жёлтом, антропоморфное существо мужского пола, облачённое в жёлтую мантию и скрывающее своё лицо под маской, — «малым» воплощением. Дерлет также рассматривал верховного жреца храма в Ленге, упомянутого в повести Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата», как воплощение Хастура (вероятно, из-за некоторых параллелей с образом Короля в жёлтом). Несмотря на столь долгое и последовательное развитие образа, Хастур остаётся одним из наименее прописанных персонажей мифологии Ктулху.