ФЭНДОМ

333

Ктулху (англ. Cthulhu) в Мифах Ктулху — божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

Описание Править

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’лайх посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’лайх появляется над водой, и Ктулху освобождается.

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Cthulhu sketch by Lovecraft

Позже Лавкрафт зарисовал статуэтку, столь тщательно описанную им в рассказе "Пробуждение Ктулху". На рисунке появилась черта, не отмеченная нигде в рассказе — шесть глаз. Обычно подобной деталью пренебрегают, тем не менее, на некоторых иллюстрациях можно увидеть Ктулху с таким количеством очей.

У него феноменален не только рост, но и регенерация: протараненный яхтой, Ктулху восстановился едва ли не мгновенно.

Несмотря на столь зловещее описание, на Земле существует ряд культов, ожидающих именно пробуждения Ктулху. 

Упоминания Править

Зов Ктулху Править

Летом 1997 года Национальным управлением США по проблемам океана и атмосферы (NOAA) был несколько зафиксирован мощный низкочастотный звук неизвестного происхождения, получивший собственное название «bloop», от англ. «завывание». Звук был слышен на довольно большом расстоянии — порядка 5000 км. Хараткер звука дал основания предполагать, что он принадлежит живому существу, но какому именно, науке определить не удалось, а мощность звука свидетельствовала о том, что существо должно быть очень большого размера. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не тот факт, что источник по своим координатам довольно точно совпадал с тем местом, где, согласно Лавкрафту, должен располагаться город Р’льех со спящим Ктулху (Координаты источника звука: 50°00′00″ ю. ш. 100°00′00″ з. д., координаты Р’льех по Лавкрафту: 47°09′ ю. ш. 126°43′ з. д.).

Влияние на культуру Править

  • В зарубежной литературе его не обделили вниманием: не считая многочисленных эпигонов Лавкрафта, от Дерлета до Ламли, его не обошли вниманием и Нил Гейман, и Стивен Кинг.
  • Ктулху долгое время был популярным Интернет-мемом (например, расхожая фраза «Ктулху зохавает фсех!»). Образ Ктулху также повлиял на расу иллитидов из Dungeons & Dragons, а через неё — на многие головоногие расы. Он же, по всей видимости, вдохновил создателей «Футурамы» — на персонажа Джона Зойдберга, чей облик носит ну очень явственное сходство.
  • Ктулху посвящено множество музыкальных произведений.