ФЭНДОМ

Знак Старших (Знак Древних) (англ. Elder Sign) — мистический защитный символ в мифологии Ктулху.

Они выкопали яму в три локтя глубиной и два шириной и с помощью заклятий засадили в нее Злого Духа, после чего закрыли яму... и вырезали знак, который называется Знаком Старших. Потом они... закопали яму. Старый индеец сказал, что никто не должен подходить к этому месту, иначе Злой Дух выберется из ямы, если только кто-то случайно сдвинет камень с изображением Знака Древних.

(с) Говард Ф. Лавкрафт, Август Дерлет. "Таящийся у порога" (1945)

Изначально придуман Говардом Ф. Лавкрафтом, но стал популярен и широко используется в поп-культуре — в том числе в компьютерных и настольных играх — в виде, придуманном другом, учеником, издателем и последователем Лавкрафта Августом Дерлетом.

Впервые упоминается в повести Г.-Ф. Лавкрафта "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата" (1927):

Подойдя к другому двору, где было многолюдно, он спросил о богах, верно ли, что они часто пускаются в пляс на Лерионе, но фермер и его жена в ответ лишь изобразили Знак Древних и показали ему дорогу к Ниру и Ултару...

Что касается внешнего вида Знака Древних, то сам Г.-Ф. Лавкрафт изобразил его собственноручно, но не в каком-либо своем произведении, а в письме своему другу, американскому поэту, прозаику, художнику и скульптору Кларку Эштону Смиту, датированном 7 ноября 1930 года. В изображении Лавкрафта Знак Старших представляет собой косую черту с тремя короткими ответвлениями с одной стороны и двумя — с другой, напоминая ветку:

Однако в написанной годом позже повести "Морок над Инсмутом" (1931) старый алкоголик говорит, что Знак Древних, возможно, напоминает свастику:

В некоторых местах только мелкие камни повсюду разбросаны — вроде амулетов — с какими-то на них подобиями знаков, которые ты бы нынче назвал свастикой. Может, это вообще Знаки самых Древних тварей...

В этой повести Знаки Древних определенно используются для защиты от Глубоководных — ужасающей расы разумных амфибий, приходящей из морских глубин.

Call of Cthulhu Crafting the Elder Sign

Изображение "Elder Sign", использующееся в настольных играх.

Тем не менее, самой известной и часто используемой версией Знака Старших стало описание, придуманное Августом Дерлетом и впервые данное в повести "Таящийся у порога" (1945), написанной Дерлетом на основе двух набросков Г.-Ф. Лавкрафта:

На этот раз Дьюарт увидел неправильную пятиконечную звезду, в центре которой красовался коряво нацарапанный огромный глаз, и даже не глаз, а кривой ромб, из которого вырывалось что-то вроде языков пламени или, возможно, столб огня...

Существует и третий вариант Знака Древних, созданный американским писателем, литературным критиком, исследователем творчества и последователем Г.-Ф. Лавкрафта Лином Картером. Этот вариант появляется в рассказе Картера "Ужас в галерее" ("Зот-Оммог") (1976) и сочетает в себе описание Дерлета и рисунок Лавкрафта.

В Книге Иод, одной из многочисленных тайных книг мифологии Ктулху, созданной другом и последователем Лавкрафта Генри Каттнером, Знак Древних — это мощное оружие против слуг Ктулху и Внешних Богов.